И здесь немного:
Компрессоры, охлаждающие внутреннюю часть детектора ATLAS, придется полностью заменить
Большой адронный коллайдер — беспрецедентно сложная установка, и сейчас, в период отладки, на нём раз за разом обнаруживаются технические проблемы, причем не только на самом ускорителе, но и в детекторах. На странице новостей детектора ATLAS (ATLAS e-News), в заметке Ice on the Inner Detector, рассказывается об одной такой проблеме, касающейся системы охлаждения внутренней части детектора.
Вообще, эта система охлаждения уже давно стала головной болью участников эксперимента ATLAS. Например, в октябре, после того, как был открыт доступ в детекторный зал, было обнаружено, что часть системы покрыта толстым слоем льда. К счастью, эта неприятность быстро уладилась — ее причиной стал плохо закрытый кран. Однако затем появились проблемы посерьезнее. Еще с августа отмечалось, что система охлаждения дает небольшую течь сразу в нескольких местах. Это всё выглядело мелкой неполадкой, пока вышедший две недели назад отчет не вскрыл реальное положение дел. Выяснилось, что причиной являются многочисленные трещины, которые стали образовываться в материале компрессоров. Компрессоры предназначены для сжатия хладагента, возвращающегося по трубам от детектора, и поэтому из-за перепада давления они испытывают постоянные вибрации. Эти вибрации оказались заметно сильнее, чем предполагалось при конструировании системы охлаждения. То есть компрессоры банально изнашиваются, причем с большой скоростью.
Техники займутся этой проблемой в декабре. По всей видимости, придется полностью менять компрессоры на новые, которые будут изготовлены с учетом реальных вибраций. Поскольку речь идет о бракованном изделии, затраты полностью лягут на изготовителя.
Ремонт поврежденных магнитов будет более объемным, чем казалось ранее
29 октября, в ходе восьмого заседания Комиссии по работе LHC (LHC Performance Committee) Роберто Сабан (Roberto Saban) озвучил подробности, касающиеся сектора 3-4 ускорительного кольца LHC, который пострадал во время сентябрьской аварии. Подробности см. в презентации (PDF, 1,1 Мб).
Докладчик, во-первых, показал схему поврежденного участка ускорительного кольца, на которой было отмечено, насколько сместились те или иные магниты во время аварии. Измерения показали, что в нескольких десятках магнитов внутренности сдвинулись относительно криостата (охлаждающей и поддерживающей оболочки) более чем на 5 мм, а в отдельных случаях сами криостаты были сорваны со своих креплений к полу и сдвинулись на десятки сантиметров. На схеме было также отмечено, в каких местах имеется разрыв электрических цепей и прочие повреждения.
Новый анализ показал, что поднимать на поверхность для ремонта потребуется в 2-3 раза больше магнитов, чем было заявлено первоначально (то есть, по-видимому, речь сейчас идет как минимум уже о полусотне магнитов и так называемых коротких прямых участков — SSS, Short Straight Sections). Квалифицированный персонал для такого массового ремонта уже найден. Первые магниты были готовы к транспортировке вдоль кольца до ближайшей шахты еще неделю назад, однако из-за того, что с обеих сторон от них проводились работы, транспортировка пока оказалась невозможной. Сейчас разрабатывается подробный план последовательности действий для того, чтобы к рождественским каникулам поднять на поверхность все магниты, требующие ремонта.
Докладчик также рассказал о результатах эндоскопического анализа вакуумных труб. Оказалось, что на внутренних стенках трубы осели частички металлов (прежде всего, меди и нержавеющей стали) и некоторых других материалов (например, стекловолокна), выброшенные в вакуумную трубу в момент аварии. Они достаточно крупные, размером в десятки микрон, и от них необходимо избавиться, поскольку они будут мешать движению протонных пучков. Первая пробная чистка уже началась на прошлой неделе.
Что касается методов минимизации последствий подобных аварий в будущем, то сейчас разрабатываются более надежные крепления к полу и новая сеть клапанов, предотвращающих слишком сильный рост давления внутри криостатов в случае аварийной ситуации. В сентябре именно из-за резко возросшего давления в конечном счете и произошло повреждение магнитов.
9.11.08