Персональный форум города Чу (Chu) "Столица нашего детства" Форум открыт 23 февраля 2008 г.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Турксиб и Чу.

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

Турксиб

Решение о строительстве  Турксиба  было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года.

Турксиб  стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР.

Истоки...год 1929. С чего все начиналось.

Это сегодня Шу – город с населением более 40 тыс. жителей, крупный транспортный узел, расположенный на левом берегу одноименной реки, берущей начало высоко в горах Тянь-Шаня, а много лет назад его не было. Здесь вообще ничего не было, кроме неба, ветра, реки и бескрайних просторов.
Но однажды все изменилось. Своим рождением и расцветом город обязан Туркестано-Сибирской магистрали.

Основа сегодняшнего города Шу была заложена в 1928 году в связи со строительством Турксибской железнодорожной магистрали. До этого момента здесь, кроме аула Тогай не было населенных пунктов. Таким образом, появилась станция Чу и другие железнодорожные предприятия, ставшие на службу людям.

Стали отовсюду приезжать и обосновываться рабочие-железнодорожники, строители и другие специалисты. Вначале они жили в двухосных вагончиках. Постепенно по обе стороны железнодорожной линии стали строиться жилые лома, административные здания.

http://s4.uploads.ru/t/EHqjr.jpg

Это был первый железнодорожный вокзал, основной вокзал был построен в 1932 году. После старое здание было снесено, а на его месте появился нынешний вокзал.

Станция Чу - одна из первых железнодорожных станций Туркестано-Сибирской магистрали, соединившей Среднюю Азию с Сибирью.

0

2

Турксиб

В конце 1926 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) был принят план крупного строительства. В один ряд были поставлены две крупнейшие
стройки первой пятилетки: Туркестано-Сибирская магистраль и ДнепроГЭС.
До постройки Турксиба связь Сибири, богатой хлебом, углем и лесом, и Средней Азии, выращивающей хлопок, осуществлялась через
Челябинск – Оренбург. Турксиб позволил сократить расстояние между двумя важными экономическими центрами почти на две тысячи километров.

Магистраль стала поистине всенародной стройкой. В ней наряду со специалистами и квалифицированными рабочими из России, Украины приняли
участие коренные жители края. О масштабах развернувшейся стройки можно судить по такому факту: в наиболее напряженные моменты на работу
одновременно выходили до 50 тысяч человек! При строительстве рассматривались варианты ведения путей через Кордай или Чокпар, затем было приня-
то решение в пользу Чокпара. На южном участке строительства рабочее движение было открыто на 180-километровом участке от Луговой до Чокпара,
первый поезд пришел в Алма-Ату 19 июля 1929 г.

Первый поезд, первый паровоз через мост реки Чу. Смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. Естественно это событие. Мост конечно реконструированный до сих пор стоит на месте. Турксиб одна из первых строек пятилетки соеденившая Среднюю Азию и Сибирь. И наши земляки не сидели сложа руки, а были в первых рядах строителей. Ну и конечно слава им и почет и вечная память!!

http://s4.uploads.ru/t/mQNWe.jpg

http://s4.uploads.ru/t/CNc9V.jpg

В 1929 году было открыто паровозное депо - основа железной дороги. Вначале оно представляло собой камышитовый сарай, предназначенный для осмотра паровозов. Основа нынешнего депо была заложена в 1933-1935 годах. Несмотря на тяжелые условия развития, коллектив этого предприятия к 1935 году стал одним из лучших на Турксибе.

0

3

Турксиб

Станция "Аспара" год 1929-1930.

http://s4.uploads.ru/t/4ljJ0.jpg

В 1929 году был образован Шуский поселковый совет. В его состав вошли станции и разъезды, расположенные между Шокпаром и Аспарой и был избран первый председатель поссовета.

0

4

Истоки Турксиба....Коллектив железнодорожников "92 го разъезда" 1949-1951 г. Может кто увидит знакомые лица... Казахи, русские, украинцы...

http://s4.uploads.ru/t/mFTby.jpg

Третья, справа налево, верх (женщины) Тютюнникова Лидия Матвеевна
Третий, справа налево, низ (мужчины) Тютюнников Алексей Фёдорович

Жизнь отданная Турксибу...

Тютюнникова Лидия Матвеевна, награждена нагрудным знаком "Отличный движенец"

http://s5.uploads.ru/t/FOUx9.jpg http://s5.uploads.ru/t/ZgDEp.jpg

Положение о нагрудном знаке.

Нагрудный знак "Отличный движенец" является наградой
для особо выдающихся работников службы движения железно-дорожного транспорта.......

0

5

2 июня, на площади, перед вокзалом железнодорожной станции Шу (Чу).

Тютюнников Алексей Фёдорович, один из ветеранов Турксиба (возраст 92 года) на открытие памятника Турару Рыскулову.

http://s5.uploads.ru/t/MODcy.jpg

http://s4.uploads.ru/t/o0q7W.jpg

http://s4.uploads.ru/t/hz46S.jpg

http://s5.uploads.ru/t/KWYPj.jpg

http://s4.uploads.ru/t/21l7Y.jpg

http://s5.uploads.ru/t/mo3ht.jpg

0

6

Форумчанка Рита, сделала уникальный подарок для Чуйского форума, предоставив эту фотографию.

Вокзал 60-70 годы...

Основной вокзал был построен в 1932 году. После старое здание было снесено, а на его месте появился нынешний вокзал.

http://s4.uploads.ru/t/Fwt5Z.jpg

+1

7

ДКЖ

Рылся в своём архиве и нашел  :O  Это ДКЖ, в том первозданном виде, каким был... Может кому, что напомнит...

http://s4.uploads.ru/t/IsSVN.jpg

В 1934 году силами общественности и учащихся школ был заложен парк железнодорожников, построено здание
клуба ДКЖ (Дом культуры железнодорожников).

+1

8

В парке ДКЖ...

http://s5.uploads.ru/t/wkuKn.jpg

http://s5.uploads.ru/t/4ubdk.jpg

0

9

http://s4.uploads.ru/t/GyKut.jpg

http://s4.uploads.ru/t/ifWFY.jpg

0

10

Летняя танцплощадка, парк ДКЖ ... Обычно на эстраде музыканты, а внизу танцы (дискотека). Сейчас видимо смотр художественной самодеятельности. 1965-1966г.

http://s4.uploads.ru/t/Qs5qL.jpg

0

11

Это самый первый переезд возле "Зеленого" (потом его перенесли туда, где он сейчас) и автобус маршрутный

http://s4.uploads.ru/t/NDVyf.jpg

0

12

Чуйский стадион "Локомотив".

9 мая 197 какого то года.  Фотографию предоставил форумчанин ikodim

http://s5.uploads.ru/t/eOmEC.jpg

0

13

Эту фотографию предоставил форумчанин "Корсар", Михаил.

Corsar написал(а):

Правда не знаю,с какой именно эпидемией они боролись...Вторая слева, с животным в руках-моя прабабушка Котова Мария Александровна

http://s4.uploads.ru/t/FJKhE.jpg

"Goodwin написал(а):

Записи в актовых книгах позволяют говорить о возникновении здесь очагов эпидемий тифа и малярии.
На территории района была "Малярстанция", в обязанность сотрудников вменялась борьба с личинками малярийных комаров. Обрабатывались водоёмы, проводились прививки и другие спец мероприятия. Среди основных планов горздравотдела того времени были борьба с малярией и гельминтными заболеваниями. Короче заразы хватало.

0

14

Фотография от форумчанки душечка

душечка написал(а):

В сентябре 1943 года на железнодорожном транспорте появились персональные звания, новые знаки различия и форменное обмундирование. Так что эта фотография мне была интересна с этой точки зрения,нашла ее давно,в галифе мой дед-папа знает фамилии людей,находящихся справа и слева

http://s5.uploads.ru/t/eFWMc.jpg

0

15

душечка написал(а):

Значит так. Слева от моего деда....фамилия станционного работника-Титов,а справа-Нагорный.Это в тот же день,только в расширенном составе. 1947 год

http://s4.uploads.ru/t/5qnWM.jpg

0

16

Торжественный момент открытия железнодорожной магистрали Моинты – Чу, 1953 год

http://s4.uploads.ru/t/xQ4aB.jpg

В 1950 году Транссибирская магистраль соединилась с Туркестано-Сибирской, и образовалась первая меридианная линия, прошедшая через всю территорию республики, – Трансказахстанская железнодорожная магистраль (Петропавловск – Кокчетав – Акмолинск – Караганда – Чу). В этот же период происходило интенсивное строительство железных дорог в северных и центральных регионах Казахстана. В 1955–1961 годах создана линия Есиль – Аркалык (224 км), в 1959-м – Кустанай – Тобол, в 1960 году – Тобол – Джетыгара. За 1950-е годы плотность железнодорожной сети Казахстана увеличилась вдвое. В 1960-х годах проложены участки Макат – Мангышлак и Мангышлак – Узень (общая длина почти 900 км). В 1964-м был электрифицирован первый в Казахстане участок пути (Целиноград – Караганда). С этого началась активная электрификация казахстанских железных дорог.

0

17

Большая просьба!!! Если есть фотографии связанные с ЖД г.Шу (Чу) напишите, поможем опубликовать и отреставрировать. Сделаете доброе дело
для истории...
Продолжение следует....

0

18

Год 1958, ст. Берлик.

Коллектив ЖД работников станции Берлик.

http://s4.uploads.ru/t/ND3Wy.jpg

Новогодняя ёлка для детей.

http://s4.uploads.ru/t/fZRDp.jpg

Третий слева, начальник станции Шарапов, второй слева Жургембаев (поправка принимается), первый Тютюнников Алексей Фёдорович, четвёртый... пока фамилия не известна.

http://s4.uploads.ru/t/aBgo3.jpg

Если кто кого узнал, или есть что сказать, пишем, добавляем...

0

19

Фото оригинал, скоро такого не увидишь наверно. Раньше стрелочник стрелки переводил, таким макаром, сейчас видимо древняя история  :)

http://s7.uploads.ru/t/AGrEp.jpg

0

20

Пока еще не редкость, на подъездных путях, депо, стоят такие. Возле Хромтау есть станция Дон, там вся станция на таких стрелках и стрелочники с флажками, ночью с фонарем.

0

21

Парикмахерская на станции Моюн-Кум Туркестано-Сибирской дороги.

http://s7.uploads.ru/t/Hf1MP.jpg

0

22

Землянка на Чокпаре после бурана, 1928 год

http://s7.uploads.ru/t/iasOx.jpg

0

23

Возвращаясь к посту выше...

Форумчанка Рита, сделала уникальный подарок для Чуйского форума, предоставив эту фотографию.

Вокзал 60-70 годы...

Основной вокзал был построен в 1932 году. После старое здание было снесено, а на его месте появился нынешний вокзал.

http://s4.uploads.ru/t/Fwt5Z.jpg

Фото сделано как бы с перекидного моста, ракурс сверху... недавно в инете нашёл фотографию вокзала Уштобе, видимо строились 
по одному проекту...

http://s6.uploads.ru/t/nu0da.jpg

Один в один наш вокзал... где дверь на переднем плане, был ресторан... название не помню. Вход в зал ожидания правее вывески, за углом...
Найду колоритное фото нашего перрона того же периода, от "Ветра", вставлю сюда же.

+1

24

и на полку. Купил только ради эксперимента - хотел посмотреть, чем эта буржуйская от нашей "Ромашки". Опять таки

0

25

С 1965 года по 1969 год локомотивное депо Чу работало без приписного парка. В 1969 году в связи с резким увеличением грузопотоков депо Чу ( ТЧ-30 ) вновь получило приписной парк тепловозов. Одним из этих тепловозов стал изготовленный в 1969 году тепловоз ТЭМ2 - 326.

0

26

https://forumupload.ru/uploads/0003/97/c2/1380/t439636.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0003/97/c2/1380/t868795.jpg

0

27

На просторах Интернета есть такой сайт wwwscbist.cov ( СЦБИСТ - железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть). На нем зарегистрировано почти 168 тысяч
участников. Есть информация об истории Чуйского депо. Вот небольшая выдержка (цитаты из форума приведу курсивом)
Депо было построено в 1929 году как оборотный пункт, в связи со строительством Туркестано-Сибирской железной дороги. Здание депо представляло собой камышитовый сарай для осмотра паровозов. В 1933-1935 гг. Было построено северное стойло депо с цехом холодной промывки паровозов, а также южное было для осмотра и межпоездного ремонта. В ноябре 1933 года депо переведено в категорию основного депо с парком паровозов 43 единицы, 35 единиц ЭУ – поездные и 8 единиц О “В” – маневровые. Весовая норма была 900 тонн. Первым начальником депо был Кузнецов Николай Федорович. Первые работники депо: Боченко А.В., Березняк Л.И., Амеличев Г.З., Панкратов М.Я., Гречкин А.И, Ромазнин П.М., Бургимбаев С., Абдреев И.И., Ускимбаев Ч, Мякиньков В.Н., Трубин Н.Т., Красный В.А. и др.

Несмотря на трудные условия развития депо, коллектив к 1935 году стал одним из лучших на Турксибе. Рабочие депо жили в товарных 2-х осных вагонах.

В 1937 году пристроены вспомогательные цеха: электросварочный, медницко-автогенный, инструментальный, заготовительный, цех точных приборов, токарный цех.

В начале Отечественной Войны многие работники депо были мобилизованы в ряды Красной Армии, а оставшимся квалифицированным рабочим вместе с женщинами и подростками приходилось работать по 12-16 часов. В неимоверно трудных условиях стали выпускать из ремонта вместо 36 паровозов 70-74.

В декабре 1941 года организуется спец.колонна из 10 паровозов и 30-ти бригад под руководством машиниста-инструктора Талипова и направляется на Ленинградский и другие фронта. Паровозными бригадами был организован кооперированный ремонт паровозов, то есть ремонт без привлечения ремонтных бригад. Несмотря на трудные условия с кадрами, в 1943-1945гг. для восстановления железных дорог освобожденных районов депо выделяло рабочих для укомплектования спецформирований.

За самоотверженый труд в годы войны в 1946 году депо Чу было награждено переходящим «Красным Знаменем» НКПС и ВЦСПС. А за время отечественной войны депо дважды награждалось переходящим «Красным Знаменем» - одно наркомата путей сообщения,второе наркомата обороны СССР.

В сентябре 1951 года для обслуживания стройки Моинты-Чу в депо прибывают 5 тепловозов при ТЭ1-084,105,107 и два тепловоза ТЭ-5-031,032.

В ноябре 1951 года с Ашхабадской дороги переводят в депо Чу мастера тепловозника Малюкова А.И., которому поручают укомплектовать комплексную бригаду и ее силами приступить к изготовлению приспособлений и оборудования для ремонта тепловозов.

К концу 1952 года приспособления и оборудования были изготовлены. На большой периодический ремонт был поставлен тепловоз ТЭ1-084, выпуск которого из ремонта в феврале 1952г. был большим праздником. С этого момента начинается эра ремонта тепловозов на Турксибе.

27 октября 1953 года дорога Моинты-Чу была сдана в постоянную эксплуатацию. Первые поезда провели машинисты депо Чу, со стороны Моинты Ажмагамбетов Абу, со стороны Чу Неверов А.С. В мае 1955 года тепловозники перешли из паровозного лепо в новое построенное тепловозное депо. В 1957 году депо полностью было переведено на тепловозную тягу.

К 1962 году в локомотивном депо Чу накопился определённый опыт производства подъёмного ремонта тепловозов ТЭ-3.К этому времени депо стало основной базой производства этого вида ремонта на Казахской дороге, но общее число выполняемых подъёмок не обеспечивало потребность ремонтов на дороге.

Главная задержка происходила из-за того, что лимитирующий по продолжительности ремонта узел-дизель-генераторная установка ремонтировалась непосредственно на тепловозе в течении 4-х суток. Таким образом, получалось, что ремонт дизеля сдерживал общий ремонт тепловоза.

Простой на ремонте при такой организации достигал 8-12 суток. К 1962 году в депо уже имелся опыт смены дизеля на заранее отремонтированный. Этот опыт появился потому,что на дороге имели место случаи поломки нижних коленчатых валов дизелей тепловозов ТЭ-3. Разработанная Зам.ТЧ по ремонту Бару А.Г. технология смены нижнего коленчатого вала без контователя позволяла ремонтировать такие дизеля в условиях депо, ранее они отправлялись на завод . Вначале замена аварийных дизелей производилась краном восстановительного поезда. Работники депо установили, что смена дизеля на заранее отремонтированный может значительно ускорить производство подъёмного ремонта тепловозов, что и было сделано по предложению Бару А.Г. К этому времени был смонтирован и пущен 30-ти тонный мостовой кран ,который способствовал внедрению новой технологии,не применяющей ранее нигде по сети дороги Союза.

Начало работ по новой технологии сразу же ознаменовалась крупным успехом : значительно ускорился выпуск тепловозов, что позволило увеличить программу, улучшить качество ремонта. Создались условия для организации поточного производства при крупноагрегатном методе подъёмочного ремонта.

6 марта 1964 года поток заработал, этому предшествовала большая работа проведённая в цехах по организации производства поточного метода ремонта и других узлов , а также инженерная подготовка для работы по новой технологии (разработка поточной линии, постройка стеллажей, оборудования, приспособлений и др.)

В июле 1964 года в депо Чу была проведена сетевая школа по разработанному методу ремонта. В депо приехали представители депо большинства депо сети, делавших подьемочный ремонт тепловозов. С этого момента началось широкое внедрение крупно-агрегатного метода подьемочного ремонта на всей сети ж.д. Советского Союза.

+1

28

Тепловоз 2ТЭ10М-0319  построен в 1981 году и был приписан в парк ТЧ-30 (Чуйское депо)
https://forumupload.ru/uploads/0003/97/c2/1380/t12348.jpg

0

29

Любители железнодорожного транспорта а также профессионалы создали сайт Трайнпикс (wwwtrainpix.org) для информирования населения по вопросам связанным с железными дорогами, подвижном составе стран бывшего СССР и так далее... Часто на сайте встречаются фотографии  тепловозов и электровозов приписанных к ТЧ-30 (депо Чу) фотографа Александра Залесского.
https://forumupload.ru/uploads/0003/97/c2/1380/t73011.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0003/97/c2/1380/t949486.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0003/97/c2/1380/t445451.jpg

0

30

https://forumupload.ru/uploads/0003/97/c2/1380/t893956.jpg

0