"Караван." Алексей АЛЕКСЕЕВ
По талонам!
С 1 июля 2008 года водители смогут оплачивать штраф на месте. А талоны к водительскому удостоверению станут такой же неотъемлемой частью “шоферского портмоне”, как и права.
Очередное нововведение Комитета дорожной полиции сразу стало для водителей новой головной болью.
Если кто-то еще надеялся, что их отменят, спешим сообщить: введение талона к водительскому удостоверению (ТВУ) законодательно закреплено, и это не эксперимент – это надолго.
Решение о талонах было принято еще в начале прошлого года. Более того, с 1 декабря 2007 г. мы все должны были сидеть за рулем только с талоном. Но срок начала выдачи затянулся, а первые ТВУ были без платежной функции.
Деньги вернут. Но явно не всем
Как только талоны стали “в законе”, их начали продавать. Не только в отделениях дорожной полиции, но и в обычных магазинах. Цена колебалась от 1750 до 2050 тенге. По предприятиям стали ездить “добрые люди” и предлагать талон “быстро и без волокиты” за... 4000 тенге. Возле райотделов дорожной полиции тут же появились “помогайки”: хочешь сразу? Если не в силах ждать целый месяц – плати сверху. Хотя руководитель дорожной полиции страны О. Тусумов неоднократно заявлял, что талоны будут бесплатными!
К чести МВД, источник наживы быстро прикрыли. Многочисленные жалобы народа вынудили полицейских “сдерживать слово” – теперь ТВУ можно получить бесплатно. В течение 30 рабочих дней с момента подачи заявления.
Деньги, потраченные ранее на покупку талонов, обещали вернуть. Для этого нужно обратиться в тот пункт, где вы купили ТВУ. Правда, предъявить нужно кроме копии заявления еще и квитанцию об оплате. А ее сохранил далеко не каждый.
ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?
Первый вопрос, который задавали на прошлой неделе начальнику КДП РК О. Тусумову на интернет-конференции в режиме онлайн: зачем вводить еще и талон с процессором (чип)? Ведь еще в 2005 году ввели новый образец водительского удостоверения, и тоже с чипом! Почему бы не объединить их функции?
Вот что ответил “главный гаишник страны”:
– Талон к водительскому удостоверению – средство учета наложенных и исполненных административных взысканий за нарушение Правил дорожного движения. ТВУ для создания удобств наделен дополнительными функциями. Так, например, талон может использоваться водителем и как платежная карточка. В случае согласия водителя с предъявляемым ему нарушением он непосредственно с терминала дорожного полицейского, набрав свой PIN-код, может произвести оплату штрафа за нарушения ПДД. При этом отметка об исполнении административного взыскания будет занесена в память микропроцессора талона к водительскому удостоверению автоматически – это очень важная функция талона, которая избавляет водителя предоставлять лично в органы дорожной полиции сведения об оплате штрафа через банк, что значительно экономит время.
Другой важной дополнительной функцией талона является использование его как собственной электронной цифровой подписи. Современное законодательство Казахстана предусматривает создание электронных документов и подписание их электронной цифровой подписью, что в соответствии с Законом “Об электронном документе и электронной цифровой подписи” приравнивает электронный документ к обычному документу. В электронном носителе водительского удостоверения в отличие от талона содержатся сведения о водителе, зарегистрированных транспортных средствах, адресе места жительства. При этом в отличие от водительского удостоверения талон ни при каких обстоятельствах не подлежит изъятию у водителя, это позволяет вести непрерывный учет наложенных и исполненных административных взысканий за нарушение ПДД.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ТАЛОН?
Известно, что изготовлением и поддержкой талонов в работоспособном состоянии занимается частная фирма. О том, что частникам в руки попадет вся персональная информация трехмиллионной армии водителей, никто не беспокоится.
Как эти данные будут защищены от злоумышленников и кто даст гарантии такой защиты, тоже ни слова.
Зато уже известно, сколько это будет стоить. Введение талонов к водительскому удостоверению, по словам О. Тусумова, обойдется бюджету в 3 миллиарда тенге! Кроме того, каждая область будет самостоятельно оплачивать аренду оборудования – по 40–50 миллионов тенге в год.
Еще один интересный вопрос: на чьих счетах будут лежать деньги с талонов, будут ли начисляться проценты и кто будет “крутить” деньги трех миллионов автомобилистов? Выяснилось, деньги будут храниться в банке, без начисления процентов.
По утверждениям дорожной полиции, у нас в стране злостных нарушителей дорожного движения – 15–20 процентов. Остальные годами ездят без нарушений.
Пока, правда, МВД обещает не заставлять водителей вносить на ТВУ обязательную сумму хотя бы минимального штрафа. Хочешь – держи деньги на талоне, не хочешь – пусть инспектор составляет протокол. Талон лишь зафиксирует, что ты “попал”. Три “попадания” в течение года – и лишился водительских прав.
Разумно! Хотя в качестве меры борьбы с коррупцией выглядит, мягко говоря, сомнительно. Ведь теперь любой из водителей даже ПЕРВОЕ нарушение не захочет вносить, постарается “расплатиться на месте”. Но не с терминалом, а с дорожным полицейским. И тем более дорого обойдется роковое третье нарушение, вслед за которым может последовать лишение прав!
Правда, О. Тусумов обещает опутать патрульные машины дорожных полицейских сетью скрытых камер, которые будут записывать всю рабочую смену наряда. Представляете, во сколько налогоплательщикам обойдется это реалити-шоу?
Не говоря уже о том, что придется выделить специальных людей, чьей единственной должностной обязанностью будет всю рабочую смену заниматься просмотром и анализом видеоотчетов каждого патрульного полицейского.
Но это уже отдельная тема.
ОТКУДА ИДЕЯ?
Идея талонов предупреждения не нова. Три дырки пробивали еще советские гаишники. В 2005 году украинский Союз водителей уже собирал подписи водителей под обращениями против появления таких талонов в Украине.
Противники нововведения считали, что этот документ противоречит нормам Европейской конвенции о дорожном движении и является инструментом для развития коррупции. Судя по заявлению О. Тусумова, таких талонов на территории СНГ пока нет, мы их вводим первыми.
И несмотря на многочисленные разъяснения, вопросы по талонам еще не закончились. Вот, к примеру, текст заявления, которое должен подписать водитель при получении ТВУ. Кто успевает проанализировать текст, под которым ставишь свою подпись? Да еще в очереди!
А там есть довольно серьезные пункты.
1. “Даю согласие на внесение в информационные ресурсы органов дорожной полиции, а также поставщиков дополнительных услуг следующих сведений:
фамилия, имя, отчество, ИИН – для открытия электронного почтового ящика с названием “@e-kz.com”; код доступа – последовательность из шести цифр и букв".
Что за “дополнительные услуги”? И почему в “информационные ресурсы органов дорожной полиции” должен попасть мой персональный “код доступа”?
2. "Я согласен (а) с дополнительными возможностями талона к водительскому удостоверению, использование которых является исключительно добровольным, а в случае их использования обязуюсь соблюдать правила использования таковых возможностей, размещенных на http://www.e-kz.com".
Опять пресловутые “дополнительные возможности”! Узнать о них можно только на сайте, но скажите, как туда попасть жителю далекого райцентра или аула в глубинке? А много ли водителей автобусов знакомы с Интернетом?
И, кстати, об Интернете: на онлайн пресс-конференции “главного гаишника страны” заставил улыбнуться вопрос от некоего Ерлана.
Вопрос: А что можно хранить в памяти чипа водительского удостоверения, кроме музыки, которую я туда записал? В талон записать ничего не получилось!
Ответ: В электронном чипе водительского удостоверения содержатся сведения о водителе, зарегистрированных транспортных средствах, адресе его места жительства. В талон к водительскому удостоверению записать какую-то дополнительную информацию, кроме предусмотренной, невозможно.
И вот что интересно: этот самый чип в водительском удостоверении оказался абсолютно бесполезной штукой: инспекторов на линии кард-ридерами так и не оснастили, хотя прошло больше двух лет. Что будет с новоиспеченным талоном, покажет время.
КАК И ГДЕ?
Получить талон к водительскому удостоверению можно в любом отделении дорожной полиции. Для это вам понадобятся копии удостоверения личности и водительского удостоверения. И еще надо будет сообщить ваш номер ИИН. Процедура получения ТВУ проста: от вас потребуется подписать заявление в четырех экземплярах и указать место прописки.
Вопросы наивного водителя
Вообще-то вопросов у нас к дорожной полиции и без талонов много. Иногда – достаточно наивных.
Например: почему мы постоянно покупаем себе новые государственные номерные знаки? Ведь когда я ставил машину на учет, я КУПИЛ эти госномера – это моя собственность. При регистрации другого автомобиля я вправе использовать те же номера, если они не пришли в негодность! Так почему мы покупаем номера при постановке на учет, а при снятии с учета сдаем их бесплатно? Для бизнеса – автомобильные номера у нас в стране изготавливает некая частная фирма – это удобно и выгодно. А для народа?
Еще вопрос: почему во всех грядущих нововведениях ни слова о пешеходах? На них дорожная полиция почти не обращает внимания, хотя они тоже являются полноправными участниками дорожного движения. И зачастую совершенно безоглядно нарушают правила. Но штрафовать их за это как-то не принято.
Ну а отдельный вопрос – об общественном транспорте. Автобусы, троллейбусы, трамваи правил тоже частенько не соблюдают. Но им это сходит с рук.
Почему?
Уважаемые читатели – водители и пешеходы! Наверняка и у вас есть немало вопросов к дорожной полиции.
Задайте их нам по телефону в Алматы (727) 259-61-90 или пришлите по электронной почте 321@ caravan.kz.
Мы постараемся получить на них ответы!
Предельно всё ясно, без всяких домыслов и пересудов.