Как обязаны вести себя сотрудники дорожной полиции при обращении к участникам движения и остановке транспортных средств.
Правила дорожного движения в руках держали практически все, кто садится за руль. Но немногим автолюбителям известно о существовании "Инструкции по организации работы дорожно-патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел Республики Казахстан", утвержденной приказом Министра внутренних дел РК от 14 декабря 2002 года №789. Данный нормативный правовой акт содержит ряд положений, касающихся взаимоотношений дорожных полицейских с участниками дорожного движения. Думается эти положения будут весьма любопытны рядовому водителю. Рекомендуется иметь при себе.
Итак, пройдемся по пунктам раздела 13 указанной Инструкции.
Взаимоотношения сотрудников дорожной полиции с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам (Пункт 120 Инструкции).
При обращении к участникам дорожного движения сотрудники дорожной полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, называют свою должность, специальное звание и фамилию, сообщают о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса (Пункт 121).
В разговоре с гражданами сотрудники дорожной полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость (Пункт 122).
Действия сотрудников дорожной полиции должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям, во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.), - подаваться своевременно (Пункт 123).
Сотрудник дорожной полиции при остановке транспортного средства обязан незамедлительно подойти к водителю и назвать причину остановки, и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения участников дорожного движения (Пункт 124).В соответствии с пунктом 125 Инструкции сотрудник дорожной полиции может предложить водителю выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
• для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений Правил перевозки грузов;
• когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения:
• для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
• для проведения досмотра транспортного средства и груза;
• когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
• в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Руководствуясь пунктом 126 Инструкции сотрудник дорожной полиции не должен сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления. При этом сотрудник дорожной полиции должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений.
Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются (пункт 127).
Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и другие нормативные правовые акты, действующие в области дорожного движения (пункт 128).
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития (пункт 129).
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, сотрудник дорожной полиции должен предложить владельцу самому взять их. Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек (пункт 130 Инструкции).
При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения в соответствии с пунктом 131 Инструкции сотрудники полиции обязаны разъяснить нарушителям их права, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, а именно:
• знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;
• при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
• выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;
• порядок обжалования постановления по делу.
При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения согласно пункту 132 Инструкции сотрудник обязан сообщить номер нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъяснить права и порядок обжалования своих действий, предложить гражданину в письменной форме изложить свое несогласие. Обо всем этом делается запись в протоколе об административном правонарушении и дополнительные материалы приобщаются к основным материалам.
При пресечении правонарушений сотрудники дорожной полиции должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов, серьезности допущенного правонарушения и возможных последствий (Пункт 133).
Согласно пункту 134 Инструкции в случаях необходимости сотрудники дорожной полиции обязаны оказывать содействие гражданам:
• в оказании первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии и доставления их в лечебные учреждения;
• в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности;
• в разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута;
• в возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.
Сергей Сизинцев. Директор юридической фирмы "Де-факто" http://defacto.kz(vopros@defacto.kz)
Отредактировано Маячок (02-06-2008 14:58:11)